Цезарь должен умереть (2012)

Не задумывались ли вы о том, что каждый из нас сидит в тюрьме? Не настоящей, с решетками на окнах и кандалами на руках, а воображаемой, порожденной обстоятельствами, предрассудками или проявлениями чьей-то внешней воли. Но выйти на свободу легко: достаточно просто перешагнуть за грани созданной нами для себя самих клетки и сделать то, о чем давным-давно мечталось в жизни.

Первые кадры фильма являются одновременно и последними кадрами шекспировской постановки, в которых облаченные в пурпурные тоги римские легионеры кланяются перед восторженной публикой, а затем … переодеваются в робы и расходятся по камерам. Работа итальянцев Паоло и Витторио Тавиани парадоксальна по своей сути и оригинальна по форме подачи материала: репетиции шекспировской пьесы начинаются в цвете, а затем повествование переходит на черно-белые тона, как бы намекая на то, что искусство способно раскрасить в яркие краски жизнь где угодно, даже в таком малоприятном месте, как тюрьма строго режима. Именно здесь, по замыслу режиссеров, скопище убийц, мафиози и наркоторговцев воспылали желанием поставить Шекспира на тюремной сцене. Необычно, но почему бы и нет, учитывая, что даже вышеназванные закоренелые преступники где-то в глубине своей души все еще остаются людьми. Во всяком случае, они активно демонстрирую это в ходе репетиций, которые длятся на протяжении всего фильма. Попутно каждый герой вносит что-то свое в ту роль, которую играет, рассказывая зрителям не только текст пьесы, но и свою личную историю, приведшую его на тюремную койку. Разумеется, глупо было бы ожидать идиллической метафоры на тему того, что искусство очищает, окрыляет и превращает преступников в невинных овечек. Однако, несомненно, что оно действительно способно на миг расширить грани существующей реальности, увлекая в другой мир, вымышленный и гораздо более счастливый.

Несмотря на использование тюремной тематики, в фильме нет, как можно было бы изначально предположить, показа откровенного насилия или чересчур реалистичных подробностей тюремного быта. Возможно, все это было бы уместно в картине каких-нибудь других режиссеров, но не Тавиани. Они, в общем-то не ставят своей целью развлечь зрителя тюремными байками или сконструировать триллер с полным набором криминальных элементов. Они просто хотят показать, что новый мир можно открыть для себя где угодно. Для этого даже не обязательно покидать пределы собственной квартиры.

Добавить комментарий