Берлинский международный кинофестиваль

Во дворце на площади Потсдамерплац прошёл 53-й Берлинский международный кинофестиваль, нам запомнившийся тем, что организаторы умудрились не включить в основной конкурс ни одной отечественной картины, но при этом открыть «Год культуры России в Германии». А всем остальным — жёсткой критикой американской делегации в адрес своего же воинственного президента, и в кои-то веки, неожиданным выбором победителя. Благо, международное жюри возглавлял независимый канадский режиссёр Атом Эгоян. Также в состав присяжных заседателей вошли: президент кинофорума «Сандэнс» Джеффри Гилмор. Две актрисы — местная Мартина Гедек и Анна Гальена из Италии. Французский продюсер Юбер Бальсан. И два постановщика — Абдеррахман Сиссако из Мали и Кэтрин Бигелоу собственной персоной.

Начнём с первого. Своего рода, знаменуя начало года русской культуры, немецкую столицу по дороге во Францию посетил Владимир Путин, а по делу — нашим достались места лишь в программе «Панорама». В её рамках прошёл новый фильм Бахтияра Худойназарова «Шик», дебют Фёдора Попова «Кавказская рулетка» и несколько короткометражек выпускников ВГИК’а. Тем не менее, директор фестиваля Дитер Косслик проявил к российским кинематографистам знаки внимания. Александр Сокуров, из-за болезни не приехавший лично, был награждён Премией мира за искусное использование кино для глубокого анализа проблем и реалий общества. По мнению жюри, в ленте «Русский ковчег» автор раскрывает неподражаемое видение современной России, и достоверно рассказывает об истории своей родины. К этой награде, присуждаемой режиссёрам из Центральной и Восточной Европы, в своих трудах отвечающим традициям Анджея Вайды, прилагается и денежная премия в 10 000 евро.

Приз за лучший документальный фильм получила картина «Русский автобус», снятая нашей эмигранткой Ириной Рёрих. В её работе запечатлены рассказы пассажиров рейсового автобуса Берлин-Москва о себе и своей жизни. Сама Рёрих балетная танцовщица, безуспешно пытавшаяся посредством труппы «Синяя птица» возродить традиции родного балета в Германии. Наконец, в комедии Вольфганга Беккера о ГДР до и после объединения с ФРГ «Гуд бай, Ленин», названной лучшим европейским фильмом, сыграла Чулпан Хаматова. Впервые же мы приехали на Берлинале только в 1974-ом из-за политических проблем. Лауреатами одного из трёх престижнейших кинофорумов мира в разные годы становились Лариса Шепитько («Восхождение»), Глеб Панфилов («Тема»), Марлен Хуциев («Бесконечность»), Вадим Абдрашитов («Пьеса для пассажира», Слуга») и Кира Муратова («Астенический синдром»).

Подведение итогов форума, в котором прошло свыше трёх сотен фильмов из 46-ти стран, пришлось на акцию протеста против войны в Ираке — в Берлине она была признана самой массовой со времён первой «Бури в пустыне». Весомую лепту в протест своей речью внёс Дастин Хоффман, выступивший на гала-вечере «Кинематограф — за мир», устроенном в Большом концертном зале на площади Жандарменмаркт, который посетило примерно 600 гостей, представляющих культурную, политическую и деловую элиту. И вот представьте себе картинку: после первой же фразы Хоффмана публика, среди которой находились актёры Джордж Клуни и Роджер Мур, встала и разразилась раскатистыми аплодисментами, сопровождаемыми криками «браво». Столь едкой критика публичного американца в адрес американского же правительства, пожалуй, ещё никогда не была. Двукратный лауреат премии «Оскар» («Крамер против Крамера», «Человек дождя») сказал: «Я не против Америки, но я против находящегося сейчас у власти правительства США. Почему это вдруг Саддам Хуссейн стал олицетворением зла, хотя 15 лет назад Соединённые Штаты помогали ему в войне против Ирана? Задумывается ли правительство США над тем, к чему приведёт эта война, когда только в первые её минуты тысячи бомб упадут на головы мирных жителей — матерей, отцов и детей? Мы должны сделать против этой войны все, что можем!». Кстати, сбор добровольных пожертвований для проекта ЮНИСЕФ «Дети в регионах войны» на гала-вечере составил 250 000 евро.

Но Америка совсем не была изгоем нынешнего Берлинале. Отнюдь — смотр открылся шумной премьерой мюзикла «Чикаго», а Гран-при жюри, и награды за мужское и женское исполнение достались представителям Голливуда. Сэм Рокуэлл получил «Серебряного медведя» за роль в режиссёрском дебюте Джорджа Клуни «Признания опасного человека». Он сыграл реальное лицо — известнейшего в 70-е годы шоумена Чака Бэрриса, открывшего в своих мемуарах поразительную тайну, мол работа на ТВ лишь прикрытие, а на самом деле он крутой спецагент ЦРУ. Интересно, что сценарий этой занятной ленты написал Чарли Кауфман, автор удостоенной второй по значимости премии жюри «Адаптации» — в ней Николас Кейдж изображает как самого Кауфмана, так и его слабоумного брата, тоже райтера, пытающихся в невыносимых муках закончить заказанный сценарий по книге писательницы, которую играет Мерил Стрип. Дополнительный шик «Адаптации» добавляет режиссура Спайка Джонца. Что касается трио актрис Стрип-Кидман-Мур, то решение наградить их консолидированно можно назвать единственно верным, ведь в драме «Часы» нет ведущей партии, и многие критики сходятся на том, что Николь Кидман выделяется на фоне своих напарниц лишь непривычным по сравнению с прежними ролями обликом.

И вот первый сюрприз. Премия за лучшую режиссуру досталась французскому мастеру Патрису Шеро, чей «Интим» 3 года назад взял в Берлине сразу трёх «Медведей». В этот раз он представил тонкую ленту «Его брат». По мнению Шеро, своим решением жюри укрепило статус Берлинского Международного, как отборщика вдумчивого и эмоционального кино, позволяющего выжить не развлекательному направлению искусства. Победа эта была омрачена смертью за несколько часов до демонстрации «Его брата» 61-летнего президента организации Unifrance (она продвигает кино Франции за рубежом), а также главы французской Киноакадемии, продюсера Даниеля Тоскана Дю Плантье. Как говорят медики, смерть наступила в результате сердечного приступа. Накануне, 12-го февраля, когда Дю Плантье не стало, он присутствовал на показе фильма Клода Шаброля «Цветок зла», после чего отправился на приём в его честь в посольство. Хоть немного скрасило чувства французов присуждение Анук Эме, блиставшей у Лелуша, Феллини, Бертолуччи и Олтмана, «Золотого медведя» за всю карьеру.

Вторым сюрпризом стал главный приз. С самого начала на драме британца Майкла Уинтерботтома «В этом мире» поставили крест. Она была включена в конкурсную программу буквально в последний момент, и её стиль — полудокументальный, и тема — миграция афганских беженцев, не располагали к себе сторонников художественного поиска. Однако, именно она получила «Золотого медведя» за лучший фильм, а заодно и премию экуменистического жюри. В остальном имеет смысл отметить лишь тот факт, что Берлинале, пожалуй, единственный из фестивалей, где существует награда за музыкальное оформление. Её завоевали Мажоли, Серж Фиори и Мамаду Диабат за «Госпожу Тачку». Автор китайской картины «Герой», участвующей, кстати, в гонке за иноязычного «Оскара», Чжан Имоу заслужил премию за открытия в области кино. И напоследок — полуофициальный приз «Тедди» от жюри гомосексуальной ориентации, присудили немецкому гению Фридриху Вильгельму Мурнау («Носферату», «Восход солнца») по следам его ретроспективы. Она была приурочена к 115-летию классика, покинувшего бренный мир в возрасте всего 43-х лет после автокатастрофы.

Добавить комментарий