В наших кинотеатрах появился новый мистический триллер с участием Ричарда Гира. Слабонервным и склонным к пессимизму людям, а также беременным женщинам советуем в зрительный зал не входить
Америка остро испытывает мифологическую недостаточность. Речь идет, конечно, не о мифах современного масс-культа или «призраках свободы и демократии». Так уж повелось, что если и есть в Америке сказка, так она «голливудская», если есть тайна так она придумана Стивеном Кингом. Но обычный американский житель испытывает большой эмоциональный голод, который можно утолить только существованием собственных древних мистических корней, некоего мифологического багажа, что накапливается другими народами в течение тысячелетий.
Американское общество сложилось исторически из съехавшихся со всего мира эмигрантов. И здесь не может не чувствоваться груз этакой «сборной солянки» привезенного со всего остального мира полиэтнического мифологического наследия. Рано или поздно это проявляется при появлении тех или иных «необъяснимых» явлений. Эта ситуация исследуется, множество экспертов пишут об этом книги. По мотивам одной из них и снят мистический триллер «Предсказания человека-мотылька». Режиссер Марк Пеллингтон взял за основу одноименную документальную книгу Джона Кила (John A. Keel) 1975 года, который исследовал сообщения о аномальных явления, наблюдаемых в окрестностях небольшого городка Point Pleasant в штате Западная Вирджиния в течение 13 месяцев с ноября по декабрь 1967 года. В фильме действие перенесено в наши дни. Речь и в книге и в фильме идет о том, что перед различными трагическими событиями к людям является предвестник — «человек-мотылек», крылатое ужасное видение с огненными глазами. Как говорится в фильме, его появления зафиксированы с давних времен, образ «мотылька-предвестника» присутствует в первобытной наскальной живописи, в славянской истории, в частности, видения были замечены перед Чернобыльской катастрофой и т.д.
Представьте себе, где-то в американской глуши небольшой городок, жители которого все больше и больше начинают замечать присутствие «человека-мотылька». Он является то одному то другому горожанину, его уже видят и стар и млад. Приезжему человеку трудно не поверить, что это явление массового психоза, да и самому не долго с ума сойти. Но журналист Washington Post Джон Кляйн (Ричард Гир), тут совсем не «случайный» посетитель. Его привела туда сама эта неведомая сила, Выехав ночью из Вашингтона для интервью в Ричмонд, он вдруг оказался на другом конце штата, на таком расстоянии, что не мог сам так быстро проехать на машине. Понятно, что его туда привела судьба. Два года назад, после явления «человека-мотылька» погибла его жена. Журналист воспринимает все информацию о сверхъестественных явлениях вполне серьезно. Доказательств достаточно и для местного полицейского сержанта Кони Миллс. Она помогает ему вести расследование.
Действие фильма большей частью проходит в темное время суток, но даже при дневном свете, городок выглядит очень «серо» и некомфортно. Название «Point Pleasant» (по-нашему «Приятное местечко») звучит уже в зловещем смысле. Некая необъяснимая, но вездесущая сила довлеет над людьми. Леденящие кровь видения несут в себе некие послания, смысл которых ужаснее самих появлений «человека-мотылька». Невидимая сила звонит по телефону людям и предрекает разными голосами несчастья. Они сбываются. Падает самолет, и погибают во время землетрясения люди. Герой Ричарда Гира метается в догадках, какая же трагедия ожидает жителей Point Pleasant, ко всему прочему ему начинает являться его мертвая жена Мэри.
В общем, все получается достаточно мрачно. Просвета во всей этой истории, а тем более спасения не видно. Герои фильма противостоят не просто каким-то там «плохим» парням, а самой судьбе, мировому стечению обстоятельств, которые и создают то, что мы называем историей. А в ней, как мы знаем, не может ничего не случаться. События эти могут быть как хорошие, так и плохие. Знамения случаются, но следовать им не получается. Никто не верит. Люди не готовы к допущению идеи провидения, и все равно следуют своей судьбе.
Но не расстраивайтесь. Есть свет в конце тоннеля. Не сумев предотвратить всю трагедию целиком, журналист сумел спасти свою новую любовь Кони. Финал фильма получился невыносимо штампованным (Гир в пальто ныряет в ледяную воду и вытаскивает на поверхность из тонущей машины потерявшую сознание женщину), но необходимым. Под конец действия зрителю нужно было подарить хоть какую-то положительную эмоцию.