Наверное, каждый взрослый человек где-то глубоко в душе остается ребенком, который, если бы позволял социальный статус, с удовольствием взял бы в руки деревянную саблю и с криком: «За Родину!» бросился бы уничтожать ею воображаемых французов при Бородино. При этом совсем не важно, что сабля — игрушечная, кивер — из газеты, а «гусарские» усы нарисованы черной ручкой от уха до уха. Главное — запал и безграничная вера в убедительность собственных действий… Примерно так вкратце и обстоят дела с картиной «1812: Уланская баллада».
В принципе на сюжете картины можно было бы не останавливаться вообще, учитывая, что он не блещет ни исторической точностью, ни фантазийной оригинальностью. Отправной точкой фильма служит тот факт, что шпион Наполеона похищает у Кутузова план бородинского сражения — и это практически накануне судьбоносной битвы! Узнав о пропаже, великий фельдмаршал посылает следом за похитителем четырех лихих уланов: Горжевского, Кикнадзе, Птуху и Тарусова. По дороге уланы попадают во французскую засаду, из которой им срочно необходимо выбраться, иначе план не достать (а нет плана — нет и битвы. Соответственно, Бородино при отсутствии отважной четверки точно не начнут). Тем временем, самому Наполеону явно не до Бородино, потому что у него страстный роман с графиней Валевской. Помимо этого, в сюжете возникает еще одна неожиданная любовная линия, связанная с прекрасной полячкой пани Беатой. Таким образом, примерно к середине фильма украденный план, Бородинское сражение, война 1812 года и другие пустяки плавно уходят на второй план, уступая место романтическим переживаниям героев. В перерывах между ними режиссер неожиданно спохватывается, что картина-таки приурочена к двухсотлетию произошедшего, несмотря на любвеобильность уланов и французского императора, Бородинского сражения, поэтому в уста героев закладываются наспех сочиненные пафосные фразы тоже о любви, но только уже к Родине. Даже при отвратительном сценарии (что имеет место быть в данном случае), картину могла бы спасти блистательная игра актеров. Разумеется, фильм с патриотическим настроем и многократной демонстрацией неохватных глубин исконно русской души не мог обойтись без участия Сергея Безрукова, познавшего различные стадии становления этой души и прошедший долгий эволюционный путь от Саши Белого до Есенина и Высоцкого. Несмотря на очевидный талант, тем не менее, пробиться сквозь фальшь реплик своего персонажа он не смог (как не смог бы в данном случае это сделать, наверное, даже сам Станиславский). Именно поэтому единственное, что хочется сказать после просмотра этой исторической пародии — это: «Не верю» и «Снимите это немедленно!». Причем желательно с экранов кинотеатров, где и без этого хватает различного кинематографического мусора.