Жанр праздничного кино, похоже, становится все более популярен среди режиссеров, которые с завидным рвением стараются создать что-то, достойное красиво украшенной елки, богато накрытого стола и добродушно настроенных телезрителей, готовых под аккомпанемент салата «Оливье» смотреть даже полную чушь с пометкой «новогодний фильм».
К сожалению, новое кинопроизведение «Продавец игрушек» полностью попадает под последнее определение. Оригинальным сюжетом фильм не блещет изначально: речь идет о некоем мальчике-изобретателе из рода Берских, который абсолютно индифферентен ко всему происходящему вокруг, включая новогодние праздники. Однажды его семья, опасаясь воцарения в России власти Советов, решает спешно эмигрировать в более спокойные дальние страны. Но пароход с не патриотично настроенными гражданами идет ко дну, хотя мальчика успевают спасти и в итоге отвозят его в оказавшуюся неподалеку Одессу. Из Одессы не теряющий страсть к путешествиям мальчуган перебирается в Париж (благо, там рядом, через дорогу), а потом в истории следует временной провал, после которого на повествовательной сцене появляется уже внук изобретателя — Николя Берсен, истинный француз, выпускник Сорбонны и успешный продавец игрушек. Несмотря на удручающую не дисциплинированность, парню сходят с рук опоздания и прочие рабочие провинности, поскольку только он, единственный во всей Франции, умеет так ловко охмурить покупателей, что те никогда не уходят из магазина без покупок. В будущем Николя ожидает женитьба на своевольной дочери местного богатея, обеспеченная жизнь и достойная старость. Но тут он неожиданно выигрывает в телевикторине, а на выигрыш решает вместе с матерью съездить в Россию, чтобы навестить родину предков, выпить водки и вообще понюхать русского духа. В процессе поездки выясняется, что семья Берских, оказывается, отличается дремавшим все это время патриотизмом, разбуженным красивыми русскими пейзажами и отчасти той самой водкой. К ностальгическим чувствам примешивается пара картонных злодеев, куча ненатуральных диалогов, любящие свою работу полицейские, неуклюжие чудеса и, конечно, любовь, без которой в новогодние праздники совсем никуда. Словом, пресловутый «Оливье» незаметно перекочевывает с праздничных столов на телеэкраны, заставляя зрителей искренне недоумевать, после какого бокала шампанского все в фильме внезапно стало так неразборчиво. На самом деле неразборчиво было изначально, когда сценаристы совершенно не понятно для чего вставили в фильм историю о безучастном мальчике, хотя достаточно было бы простого упоминания о русских корнях Николя, нежели многометровой траты кинопленки с пародией на «Титаник» и «Жизнь Пи» вместе взятых.
Как и многие другие подобные фильмы, «Продавец игрушек» решил подкупить зрителя именем легендарного актера. На этот раз им стал легендарный француз Пьер Ришар, который вслед за своим коллегой Алленом Делоном, задействованным в «С новым годом, мамы!», не известно ради чего согласился участвовать в этом безликом проекте. Впрочем, картину это явно не спасло, а фильмографию Ришара — не украсило, хотя, несомненно, укрепило русско-французскую дружбу, которой в последнее время стало как-то чересчур много. Словом, очередной проходной фильм, так и не ставший новогодней классикой. Увы.