Последняя сказка Риты (2012)

Каждый новый фильм Ренаты Литвиновой — это настоящее событие как для зрителей, так и для кинематографического мира. Ее картины можно любить или ненавидеть, но бесспорно одно: они точно не оставляют никого равнодушными. А потому их стоит смотреть хотя бы для того, чтобы в очередной раз вознегодовать или обрадоваться неординарному мышлению их создательницы.

Это только у обычных земных режиссеров Смерть предстает перед зрителями в образе безобразной старухи в белом балахоне и с косой в руках. Рената Литвинова режиссер не простой и вообще как личность — весьма далеко парящая где-то над землей и обыденностью, поэтому вполне логично, что все ее кино-образы, которые она воплощает в своих картинах, отличаются от общепринятых. Вот, например, фильм «Последняя сказка Риты» — о смерти. Но зрителю совершенно не страшно, потому что Смерть, по Литвиновой, это красивая элегантная женщина в роскошном черном кокошнике, а если в руках у нее и оказывается какое-то орудие, то никак не пролетарская коса, а кокетливая нэпманская сигаретка, а то и бокал хорошего вина, без которых не обходится ни один фильм Ренаты. Сама Литвинова не раз признавалась в многочисленных интервью, что не устает размышлять о смерти, пытаясь перебороть естественный страх человека, любящего жить и привязанного к жизни. Оптимальный вариант это сделать — представить себе смерть не как трагическое завершение жизни, а как избавление от тех мучений, которые приходится переживать такой прекрасной субстанции, как человеческая душа, будучи заточенной в теле. Не известно, насколько подобный взгляд успокоит зрителей, но самому режиссеру он предоставил достаточно присутствия духа, чтобы философски размышлять на темы «того» и «этого» миров, великолепно балансируя в своей новой картине между ними обоими.
Итак, элегантная дама, работающая Смертью, отчитывается в небесной канцелярии об очередной проделанной работе. Последняя заключалась в том, чтобы подготовить и проводить в мир иной душу женщины по имени Маргарита Готье. Рита с неизвестным заболеванием попадает в больницу, где работает ее подруга детства Надя. Несмотря на былые отношения, Надя почему-то не приходит к Рите общаться, зато вместо нее этим с удовольствием занимается Смерть, принявшая образ медсестры — Тани Неубивко. Между женщинами завязывается дружба (поскольку доверительные отношения — основной принцип работы Смерти). Вообще Таня в этой картине старается подружиться со всеми. И не для того, чтобы в корыстных целях забрать с собой побольше народу, а просто из чистого сострадания. В конце-концов, Смерть с одинаковой любовью относится ко всем, а вот окружающие, совсем наоборот, ненавидят или боятся ее. Кому такое понравится?
Критики склонны ругать картину за ее техническое несовершенство, поскольку она снималась исключительно на сбережения Ренаты Литвиновой и ее лучшей подруги Земфиры (которая, кстати, полностью отвечала за музыкальное оформление фильма). И, возможно, конечно, какие-то моменты далеки от совершенства, однако это ни сколько не портит фильм в целом, сохраняя его самобытность и оригинальность такой, какой ее видела сама автор, а не спонсоры, как это обычно бывает в кино.

Добавить комментарий